Пешеходная дуга

Неподалеку от подмосковной Истры мастерская «Архитектуриум» спроектировала комплекс малоэтажной застройки. Новый район с уютной пешеходной улицей должен стать частью поселка «Светлогорье».

«Светлогорье» – амбициозный девелоперский проект, который вот уже несколько лет реализуется на 38 километре Новорижского шоссе. Здесь есть как очень дорогие «авторские» особняки, так и вполне бюджетные дома – их объединяет близость к живописному подмосковному ландшафту и приятная удаленность от автотрассы, соединяющей скоростное шоссе и город Истру. Для того, чтобы обеспечить эту комфортную дистанцию, девелопер сделал решительный отступ от дороги, и какое-то время участок между ней и «Светлогорьем» не застраивался вовсе. Теперь, когда назрела необходимость как-то визуально отделить коттеджную застройку от трассы, к участию в проекте была приглашена архитектурная мастерская Владимира Биндемана. Перед проектировщиками была поставлена задача создать своего рода универсальную буферную зону, насыщенную объектами инфраструктуры и способную «доукомплектовать» поселок жильем разного типа и класса. В результате «прослойку», которой генпланом изначально отводилась сугубо утилитарная роль, архитекторы смогли превратить в уютный и самодостаточный район, обладающий собственным лицом и характером.

Участок, выделенный под смешанную застройку, имеет в плане очень замысловатую форму и фактически распадается на два не зависимых друг от друга многоугольника. Тот из них, что поменьше, архитекторы отвели под детский сад и спортивный комплекс, отделив их от дороги с помощью широкой полосы зеленых насаждений и целой группы открытых игровых площадок. Второй же прямоугольник превращен в систему открытых и перетекающих друг в друга зеленых дворов, между которыми размещены жилые дома. Однако понятно, что, в отличие от детского сада, жилье от шума автодороги одними деревьями не защитишь, поэтому вдоль юго-западной границы участка, там, где прямоугольник «опирается» на трассу, «Архитектуриум» спроектировал торговый комплекс. В плане это здание имеет форму сегмента круга и напоминает транспортир, а за ним расположен дугообразный многоквартирный дом, первые этажи которого также заняты помещениями торговли и обслуживания. Вместе эти объемы формируют внутреннюю торгово-пешеходную улицу, которая не только помогает обособить новый жилой район от дороги, но и придает ему характер целостной городской среды.

«В основу своего проекта мы положили идею о привнесении за город элементов городской планировки и городского дизайна, – рассказывает Владимир Биндеман. – Ведь когда огромная территория нарезана на отдельные участки и проезды между ними, это быстро наскучивает, и единственное, что можно этому противопоставить, – общественное пространство, насыщенное разными функциями». Как уже говорилось, первые этажи многосекционного жилого дома отведены под всевозможные магазины и службы, однако это не единственный способ «загрузить» пешеходную улицу. Со стороны торгового комплекса архитекторы также размещают несколько уютных миниатюрных кафе – выпуклый фасад здания облицован широкими деревянными клиньями, концы некоторых из которых сильно отогнуты и превращаются козырьки. Деревом же облицована верхняя терраса комплекса, а высокие бортики надежно защищают ее от шума и пыли автодороги. А вот к трассе ТЦ обращен широкими остекленными поверхностями – «витринами», вставленными в минималистские оправы из светлого клинкерного кирпича.

Таким же кирпичом, только темно-коричневого оттенка, облицован дугообразный жилой дом, а в облике следующей за ним застройки архитекторы в разных пропорциях сочетают оба цвета. Для того, чтобы дом не выглядел слишком темной и сплошной линией, пусть и хитро изогнутой, авторы разбивают его на четыре отдельных блока (между ними можно пройти на территорию района, но сделать это смогут лишь его законные обитатели), а в оформление фасадов вводят тему многочисленных вертикальных прорезей разной ширины. Одни из них заполнены стеклом, другие – панелями из светлого дерева; на боковых же фасадах стеклянно-деревянные поверхности, наоборот, доминируют, перемежаясь лишь тонкими перемычками из темного кирпича. Первый общественный этаж полностью прозрачный, и здесь тема прямоугольников обыграна с помощью прямоугольных фрагментов стекла разного цвета.

Вторая линия застройки сформирована одноподъездными домами клубного формата. Они составлены из трех объемов каждый – двухэтажного, поднятого на опоры, трехэтажного центрального и четырехэтажного, верхний уровень которого отделан деревом и решен как мансарда самых больших по площади квартир. А следом за ними размещены двухэтажные таунхаусы – своего рода переходное звено между домами и частными коттеджами. Их архитектурный облик также строится на сочетании простых геометричных элементов, однако к теме кирпича и прорезей здесь добавляются большие квадратные окна и прямоугольные консольные выносы, уподобляющие эти объемы гигантским телевизорам.

Для того, чтобы не возводить вокруг нового района традиционный забор, архитекторы предлагают по его внешнему периметру разместить открытые автомобильные парковки – это не только поможет обособить жилые дома от соседних участков, но и позволит обеспечить их необходимыми машиноместами, существенно сэкономив на создании подземных стоянок. Как уже говорилось, похожий планировочный принцип использован и на втором прямоугольнике, только там вместо парковок присутствуют игровые площадки. А фасад детского учреждения, обращенный к ним, архитекторы составляют из квадратов самых ярких цветов, подчеркивая тем самым и функцию, и главную задачу этого объекта.

 

текст: Анна Мартовицкая

Источник: http://archi.ru/russia/40017/peshehodnaya-duga

 

March 27, 2012