Город у озера

Как и большинство крупных мегаполисов России, Ростов-на-Дону уже больше пятнадцати лет активно обрастает коттеджными поселками. Несколько лет назад власти спохватились: если так пойдет и дальше, кольцо частной застройки сомкнется, и резервов для развития многоквартирного жилья не останется. Именно поэтому сегодня земля под Ростовом-на-Дону выделяется преимущественно под проекты смешанного типа, своего рода мини-города, в которых чередуются частная, малоэтажная и многоэтажная застройка. Одним из таких проектов и стал новый жилой район, спроектированный мастерской «Архитектуриум».

 

Участок общей площадью 47,8 га расположен между проектируемой федеральной магистралью и озером вытянутой формы. Трасса проходит вдоль всей юго-восточной границы участка, делая плавный поворот в сторону озера, благодаря чему будущая стройплощадка в плане приобретает очевидное сходство с расправленным птичьим крылом. Рельеф постепенно понижается в сторону водной глади, а на северо-восточном берегу озера, противоположном дороге, находится тополиная роща. Ее живописность и удаленность от трассы подсказали архитекторам решение: роща полностью сохраняется и превращается в парк отдыха, который связывает городок с лодочной станцией, рестораном и банями, расположенными на берегу.

«Градостроительная ситуация продиктовала нам и композиционное решение основной застройки. Строго говоря, когда по одной границе участка проектируется шумная федеральная трасса, а вдоль другой вытянулся водоем, остается не так уж много вариантов размещения жилых объемов», – рассказывает Владимир Биндеман. Впрочем, от решения «в лоб», то есть от размещения многоквартирных жилых домов вдоль дороги, которые оградили бы городок от шума трассы, архитекторы все же отказались. Во-первых, ширина придорожной полосы, предусмотренной федеральным проектом, составляет 75 метров, что уже немало, во-вторых, параллельно будущей трассе «Архитектуриум» проектирует внешнюю объездную дорогу, с обеих сторон обсаженную высокими деревьями, и за счет этого еще дальше от нее отступает. Следующим звеном действительно становятся четырехэтажные жилые дома, но для того, чтобы избежать ощущения «забора», архитекторы организуют застройку в виде отдельных незамкнутых кварталов, внутренние дворы которых обращены к поселку.

Наверно, если бы эти кварталы выстроились по всей придорожной границе участка, уйти от монотонности восприятия застройки со стороны трассы не получилось бы. Но цепочка четырехэтажных кластеров в какой-то момент неожиданно прерывается, и далее следуют объекты социальной инфраструктуры – детский сад и школа, спортивный центр, футбольное поле и теннисный корт, инженерные сооружения и автомойка, причем все эти объемы решены в современной, подчеркнуто динамичной стилистике. Следуя за постепенным понижением рельефа, теряет этажность и жилая застройка: за четырехэтажками следуют строчки таунхаусов, развернутые перпендикулярно дороге, а за ними начинаются коттеджи. Последние размещены на участках от 6 до 15 соток – площадь и самих домов, и прилегающих к ним территорий постепенно растет по мере приближения к водоему.

При этом, согласно ТЗ, проектируемая территория поделена на три квартала, и идея очередности строительства отражена в генплане с помощью широких зеленых клиньев, которые, как поясняет Владимир Биндеман, не только «визуально облегчают застройку, но и позволяют организовать дополнительные места отдыха». Эти аллеи связывают малоэтажную застройку с главной транспортной осью поселка – бульваром с двухсторонним движением, идущим параллельно трассе и разделяющим линии квартирных домов и таунхаусов. С объездной дорогой бульвар связан КПП, который, в свою очередь, соединен переходом с торговым центром, предназначенным как для жителей поселка, так и для автомобилистов, следующих по трассе транзитом. Единство этих объемов подчеркнуто архитектурными средствами: оба здания, несмотря на значительную разницу в площадях, имеют треугольную в плане форму и одинаковое цветовое решение, а связывающая их галерея визуально воспринимается как шлагбаум, обозначающий въезд в городок.

Архитектура жилых домов строится на сочетании простых геометричных элементов – консольных выносов, больших квадратных окон и параллелепипедов остекленных лоджий, которые делают здания похожими на гигантские экраны. Это излюбленный прием Владимира Биндемана (достаточно вспомнить его «Дом-телевизор»), но в данном случае он доведен до логического максимума. «Мы хотели подчеркнуть южный характер архитектуры, ее расположение практически в степи, поэтому здесь так много террас, перекрытых перголами, больших лоджий и пологих кровель, а реечные заборы больше похожи на жалюзи», – поясняет архитектор. Основной фасадный материал за проектировщиков выбрал заказчик: это лицевой кирпич двух цветов – темно-коричневого и молочно-бежевого. Заданная заказчиком простота палитры не испугала «Архитектуриум»: авторы разработали десятки вариантов сочетания этих тонов, придающие объемам индивидуальный характер.

 

текст: Анна Мартовицкая

источник: http://archi.ru/russia/31354/gorod-u-ozera

 

21 февраля 2011 г.