Архитектура корпоративных резиденций, клубной жизни и вечного покоя

Подборка включила восемь выразительных по своим образным и композиционно-планировочным особенностям проектов известных архитектурных мастерских. Предыдущие публикации рубрики комментировали в основном жилое и офисное строительство, преобладающее в отечественной практике. Эпидемическое разрастание жилья отражало процесс «великого переселения народов», увеличение офисного сектора иллюстрировало «смену формаций» и накопление капитала.

 

Сейчас мы рассказываем о проектах редких по жанру - как в силу специфики самих жанров, так и ввиду особенностей российского рынка недвижимости и уклада жизни. Он характеризуется, в частности, свойствами досуга, все меньше ассоциирующегося с массовым санаторным отдыхом, который протекает преимущественно в ранее построенных комплексах. Архитектура санаторного назначения мало востребована наряду с промышленной, едва ли не самой отстающей - в силу неразвитости отношения к производственным предприятиям как к архитектурно значимым объектам.

Проект реконструкции мебельной фабрики мастерской А. Иванова затрагивает промышленный объект, однако, в рамках функционального перепрофилирования.

Проект мастерской В. Биндемана компенсирует длительное молчание в области южного рекреационного строительства, демонстрируя неисчерпаемые возможности в этом направления творчества. Постройка, соединившая в себе характерные свойства южного санатория, является частной корпоративной резиденцией

Еще более редкое явление - проект Федерального военного мемориального кладбища (ГУП МНИИП «Моспроект-4»). Продуманная архитектурная концепция преобразует огромную территорию в место последнего упокоения, сообщая ему масштаб «иного» пространства.

Проекты мастерских В.Богачкина и А.Гинзбурга иллюстрируют развитие темы жилья элит-класса. Жилые комплексы превращены в сложные структуры, обеспеченные повышенным уровнем комфорта и представляющие собой подобие градообразующих единиц.

Усиление метафорических свойств архитектуры, близкой дизайнерским объектам, демонстрирует культурно-развлекательный объект «Джекпот» мастерской А.Асадова, образно-пластические свойства которого обусловлены характером местности.

Вывод о стремлении к социальному размежеванию и тяготении к закрытым формам жизни - резиденциям, клубным жилым комплексам - можно сделать даже на основании знакомства с небольшим количеством архитектурных объектов, которые лишь подчеркивают общие тенденции развития российского социума.

 

Пансион (Корпоративная резиденция санаторного типа) в Сочи

Проектировщик – ООО «Архитектуриум. Мастерская Владимира Биндемана»

Проект отмечен бронзовым дипломом в разделе «Постройки» на фестивале «Зодчество 2004»

Сложный участок на оползневом склоне обусловил виртуозную объемно-планировочную концепцию первого в Сочи террасного сооружения. Строительство в зоне высокой сейсмической опасности потребовало новых инженерных решений, благодаря которым здание в буквальном смысле оказалось «вживленным» в ландшафт: фундамент служит укрепляющим элементом склона, пронизывая почву «иглами» свай (в сечении 530 мм) до несущих слоев. На вершине сваи образуют защитную стенку, уходящую на 30-метровую глубину и отрезающую «язык» склона от выше расположенного участка, где стоит другой пансионат.

Развитие террас в двух направлениях позволило архитекторам импровизировать объемно-планировочную структуру здания в жанре ландшафтного объекта. Перепад уровней между двумя половинами дома – по центральной оси – оформлен одномаршевой лестницей, пронизывающей постройку снизу доверху наподобие узкой скальной улицы. От лестницы по обе стороны отходят галереи, связывающие все уровни дома. Шесть апартаментов разделены на два блока (по три в каждом), занимая соответственно две половины сооружения, разделенного внутренней «улочкой». Площади апартаментов – 200 м2 – дополняются площадками террас (100 м2), которыми служат крыши нижележащих секций.

Теплый тон травертина и гранита оттеняется глубокой синевой окрашенных элементов – теневых пергол, поручней, крыши бассейна, выдающегося «клинком» по левую сторону входной группы. Полукружие главного фасада акцентировано вертикальным объемом лифтовой шахты, оформленной полосатой каменной кладкой, что сообщает ей сходство с романской кампанилой. Генплан иллюстрирует слоистую структуру постройки, стены которой благодаря обработке камня кажутся продолжением скального рельефа.

 

Текст: Ирина Коккинаки

Полная версия статьи в журнале "Архитектурный вестник", №6 (87) 2005

http://archvestnik.ru

15 ноября 2005 г.